Системное сообщение
Трансформация центров занятости: решение жизненных ситуаций и построение карьеры
22 августа 2019 16:49
1087 Будущее России Смотреть оригинал

Сейчас службы занятости не слишком востребованы как у работодателей, так и у соискателей. Во многом это связано с бюрократизацией большинства процессов. Работодатели должны заполнять огромное количество документов и при этом не верят в успех поиска сотрудников. В итоге, по данным руководителя Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николая Соломона, сегодня в центры занятости обращаются всего 35% работодателей. Аналогичная ситуация складывается и со стороны соискателей, ведь им необходимо занимать очередь в 5-6 утра и проводить в центрах по полдня, чтобы заполнить бумаги и зарегистрироваться. Люди зачастую пользуются альтернативными площадками для поиска работы, а в службы занятости обращаются разве что за пособиями.

Изменить ситуацию должна модернизация служб занятости, предусмотренная нацпроектом "Производительность труда и поддержка занятости". Главная цель — усилить позиции и повысить их престиж. Модернизированные службы будут активно обеспечивать экономику кадрами, решать задачи непрерывного обучения и развития профессиональных навыков граждан. Работодатели же должны видеть перспективы во взаимодействии с ними для получения качественного персонала и предоставления вакансий, рассказали порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, в Минтруде.

Бережливые технологии и мотивация "охотников за головами"

Для повышения качества работы служб занятости ФЦК уже сделал несколько пилотных проектов и применил в службах занятости (СЗН) бережливые технологии. "Средний срок трудоустройства человека составлял шесть месяцев, с помощью инструментов бережливого производства мы его сократили до трех месяцев. Но это всего лишь числовой показатель. Самым сложным при реализации проекта было отсутствие у центров занятости мотивации стать профессиональными хедхантерами", — подчеркнул Соломон.

В свою очередь первый замглавы Минтруда Алексей Вовченко отметил, что внедрение бережливых технологий доказало свою эффективность. В одной из пилотных СЗН уровень трудоустройства вырос со средних по России 63% до 87%. "То есть если технология внедрения бережливого производства поднимает такой результат, помогает его достигать, то тогда нам никакие пилоты не нужны, нам надо просто это внедрять повсеместно", — подчеркнул он.

центрзанятости2.png

Теперь модернизация ждет службы занятости по всей стране. Минтруд уже разработал единые требования к ним. Эти требования касаются регламентов работы, программ переобучения и мотивации сотрудников служб занятости за счет повышения престижа работы и вовлеченности, систем информатизации и автоматизации, контроля и оценки качества предоставления услуг. При разработке требований учитывался опыт внедрения бережливых технологий в пилотных проектах, которые показали, что эффективность центров составляет всего около 60%, а устранение потерь дает возможность повышать зарплаты сотрудников, мотивируя их таким образом на улучшение качества работы, говорил глава ФЦК.

Стандартизация работы служб занятости — не единственное направление, призванное повысить уровень оказания услуг. Центры занятости будут внедрять технологии, обеспечивающие оперативность и проактивность взаимодействия с клиентами. Должен измениться сам принцип работы центров — от простого предоставления услуг до решения жизненных ситуаций людей, которые в них обращаются. Для этого будут проработаны кейсы различных жизненных ситуаций и четко определены действия работника центра занятости для каждого из них. Например, в центрах могут предложить пройти переобучение и сменить профессию, если у соискателя будут сложности с поиском работы по его специальности, или предложат работу в соседнем регионе. Специалисты служб будут давать советы по выстраиванию карьеры, предлагать, если требуется, необходимое обучение соискателя и даже по запросу проведут консультации по открытию собственного дела.

Полное обновление почти за 40 млн рублей

Модернизация центров занятости в 2019 году осуществляется в 16 регионах: Башкортостане, Мордовии, Татарстане, Чувашии, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской областях. К 2025 году будут модернизированы не менее 66 центров занятости населения.

центрзанятости3.png

Обновление одного центра занятости обойдется в 39,5 млн рублей. При этом 95% затрат берет на себя федеральный бюджет и только 5% — регион. Деньги пойдут на обучение работников служб, текущий ремонт зданий и помещений, оснащение рабочих мест, организационное и методическое сопровождение внедрения и распространения единых требований, включая разработку, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, задействованных в деятельности службы занятости, создание и обеспечение работы каналов связи. Модернизированные центры будут работать под брендом "Работа России".

"Ребрендинг службы занятости призван изменить образ, сложившийся в сознании потребителей услуг. Были учтены современные тенденции в части кардинального изменения визуальной навигации: яркие информационные таблички, стенды, имиджевые и мотивирующие плакаты, буклеты, существенно изменился логотип", — отметили в Минтруде.