Системное сообщение
Сколько стоит повысить производительность труда
08 июля 2021 13:13
447 Российская Газета Смотреть оригинал

Неэффективная работа как продавцов, так и производителей, приводит к удорожанию товаров. Избавиться от лишних трат и потери времени помогает оптимизация рабочих процессов. Сколько она стоит и зачем на нее надо тратиться, "РГ" рассказал Николай Соломон, генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК), который занимается повышением эффективности работы предприятий в рамках нацпроекта "Производительность труда".

РГ_Выжать любой ценой.jpg

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Сколько тратит государство на увеличение производительности компании на 1%?

Николай Соломон: Сложно говорить про отдельную компанию, у всех разные базы, разные ситуации. Проще посмотреть в целом по экономике. У нас есть данные налоговой инспекции за 2019 год, за отчетный период проекты по оптимизации производства с нашим участием завершили 117 компаний, расходы ФЦК за этот период составили около 600 млн рублей. В результате предприятия получили добавленной стоимости на 14 млрд рублей. Выросли налоговые отчисления, зарплаты персонала...

Добавленной стоимости продукции?

Николай Соломон: Всей добавленной стоимости, создаваемой предприятием. Мы ее отслеживаем по налоговой отчетности. По сути, это чистая прибыль, только восстановленная на величину амортизации, налоговых отчислений и фонда оплаты труда. Просто потому что при, например, покупке нового оборудования, амортизация может сильно вырасти, но это никак не отражает эффективность работы.

В этом году в круг подопечных ФЦК вошли предприятия торговли. Как у них с эффективностью?

Николай Соломон: Там есть свои очень серьезные резервы для улучшений. Например, большинство ретейлеров формируют запасов на 40-50% больше необходимого. Они под эти требования подписывают поставщиков. Причем единственное обоснование этого требования: а вдруг у меня все завтра купят и мне нечего будет поставить на полки. А если не купят? Загромождаются склады, замораживаются деньги, производители вынуждены постоянно менять свои планы по выпуску продукции - расшатывается вся цепочка. При том, что цифровизация уже давно позволяет выстроить коммуникацию от ретейлера к производителю, формировать план выпуска продукции на несколько месяцев, избавить себя самих и всю экономику от гирь буферных запасов. Из-за них возникают дополнительные издержки на обслуживание оборотного капитала, содержание складов и так далее, что приводит к росту цен.

Другая проблема - в излишних регуляторных требованиях. Например, в аптеке зачем-то надо отсканировать код с каждой пачки, лежащей в привезенной коробке. То есть сидят пять сотрудников склада и делают эту бестолковую и ненужную работу. Причем сами предприятия здесь проблем зачастую не видят. Хотя бывают и другие ситуации. У тех же фармацевтов согласование выпуска нового препарата может растянуться на год. А потом, когда почти все процедуры пройдены, производственные линии готовы, покупатели найдены, из-за пусть даже технической ошибки в документах согласование приходится начинать сначала. Понятно, что это вопросы безопасности, но по сути - абсурд, при котором все наши правила бережливого производства и рекомендации не работают.

РГ_Выжать любой ценой_Инфографика.jpg

Инфографика "РГ"/Александр Чистов/Алексей Дуэль