Как повышается производительность труда в медицине, образовании и социальных услугах
Не тратить лишние время, силы и деньги, а сосредоточиться на качестве и доступности оказываемых социальных услуг – такая задача стоит перед 123 000 организаций социальной сферы. С начала года их, наряду с предприятиями несырьевых отраслей, включили в федеральный проект «Производительность труда» (входит в национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»). Менее чем за год было реализовано несколько сотен проектов, которые лягут в основу коробочных решений для масштабирования на всю страну.
«Производительность труда» реализовывался как нацпроект с 2019 по 2024 гг. За это время общая прибыль 5500 компаний-участников выросла на 434 млрд руб., а потребность экономики в кадрах снизилась на 130 000 человек. В 2025 г. этот проект стал частью национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» и был расширен: помимо производственных компаний к нему поэтапно присоединятся все 123 000 муниципальных и государственных организаций социальной сферы – это школы, вузы, библиотеки, центры социального обслуживания, больницы, театры, спортивные школы.
«В рамках этого нацпроекта мы, возможно, впервые поставили вопрос перед социальной сферой и ведем диалог с ней именно с точки зрения производительности труда», – заявил Максим Решетников, министр экономического развития РФ, на VII федеральном форуме «Производительность 360». По его словам, перед социальной сферой стоят серьезные вызовы: уменьшение численности детей потребует изменений в системе образования, а в сфере медицины и социального обслуживания, напротив, из-за взросления населения возрастет нагрузка на учреждения и потребуется больше специалистов.
«Производительность труда в соцсфере – это про грамотную организацию труда, эффективность и правильное использование ресурсов. Если заходишь к врачу, а он половину времени приема что-то печатает, это говорит о неэффективной организации его рабочего процесса», – добавил Денис Тюпышев, заместитель министра экономического развития РФ. Он подчеркнул, что рост производительности не означает роста нагрузки на сотрудника, а напротив, высвобождает ресурсы для оказания более качественных услуг. «У проекта есть количественные измеримые показатели (см. врез), однако за всеми ними стоит главный – удовлетворенность потребителей социальных услуг», – сказал Тюпышев.
Федеральный центр компетенций (ФЦК), отраслевые (ОЦК) и региональные центры компетенций (РЦК) помогают организациям внедрять инструменты бережливого производства, рационализируют и стандартизируют рабочие процессы, разрабатывают лучшие практики и контролируют их самостоятельное внедрение организациями.
«Бережливые технологии уникальны тем, что работают во всех сферах и позволяют ускорить рабочий процесс, улучшить рабочее место, облегчить труд и так далее. Поэтому бережливое производство – это универсальная методика, которая подходит абсолютно всем», – заявил изданию «Ведомости. Промышленность» Максим Папушенко, генеральный директор ФЦК.
«Главная цель наших проектов не просто помочь отдельной больнице или школе, а создать на основе этого опыта коробочные решения. Для нас ценность проекта определяется возможностью его тиражирования. Решить проблему в одном учреждении – это хорошо. Но создать решение, которое можно масштабировать на десятки и сотни других организаций – гораздо эффективнее и важнее», – объяснил Папушенко. По его словам, в 2025 г. было запущено 2047 проектов, 383 из которых уже завершены. Эксперты ФЦК разработали 15 решений, в 2026 г. их планируется втрое больше – 45.
Все разработанные коробочные решения направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и ОЦК. Академия производительности ФЦК обучает специалистов ОЦК, которые уже самостоятельно реализуют проекты в регионах с использованием готовых коробочных решений.
Тюпышев привел первые результаты внедрения таких решений и лучших практик. В Ленинградской области срок проведения медицинских лабораторных исследований уменьшился с 98 до 14 дней; в Иркутской области после внедрения цифровых инструментов и единой регистратуры очередь на получение инвалидности уменьшилась в 1,5 раза; в республике Марий Эл цифровизация документооборота в университетах позволила сократить срок выдачи справок с трех дней до нескольких часов.
МФЦ в университет
Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ) стал одной из двух пилотных площадок, на которой разрабатывался и внедрялся проект оптимизации документооборота в сотрудничестве с ФЦК и ОЦК. «Мы неоднократно предпринимали попытки самостоятельно улучшить этот процесс, анализировали бизнес-процессы, но, к сожалению, эти начинания так и не были успешно внедрены в повседневную практику», – рассказал журналистам издания «Ведомости. Промышленность» Владимир Шулепов, проректор Поволжского государственного технологического университета в Йошкар-Оле. По его словам, сложнее всего было заочникам и магистрантам, которые начинали учиться после 17:00, когда деканаты уже были закрыты. В итоге им приходилось приезжать за справками и документами по субботами. «В деканате, как правило, работали всего два сотрудника, ответственных за документооборот. В периоды сессий, когда поток студентов значительно увеличивался, на этих сотрудников ложилась колоссальная нагрузка. Постоянные обращения студентов, необходимость отвечать на вопросы и выдавать документы отвлекали их от основной работы, замедляя выполнение ключевых функций», – объяснил Шулепов.
Рабочая группа в университете совместно со специалистами ФЦК и ОЦК была создана в феврале 2025 г, рассказывает проректор. Сосредоточились на двух направлениях: первое – это работа с типовыми обращениями студентов и второе – формирование расписания деканата. С помощью инструментов бережливого производства классифицировали десятки тысяч справок, упростили требования к печатям и подписям, разработали единые шаблоны. Уже в августе презентовали проект Минобрнауки, а с первого октября в университете заработал многофункциональный центр (МФЦ), где теперь сосредоточено все документальное сопровождение студентов.
По данным ПГТУ, в первый же день работы МФЦ было выдано порядка 100 справок студентам. «Теперь они могут заказать их при личном обращении в МФЦ или через личный кабинет на онлайн-платформе. Если требуется электронная справка, то она выдается практически мгновенно, а бумажный вариант с подписью руководителя и гербовой печатью – в течение одного рабочего дня», – сказал Шулепов.
Одно из решений, которое позволило достичь таких результатов, – переход с «самописного» программного обеспечение на платформу ЮНИВУЗ 3.0. «Сотрудники, работающие сейчас в МФЦ, подчеркивают простоту и удобство системы, а также значительную экономию времени по сравнению с прежними методами работы», – подчеркнул Шулепов.
Бережливая операционная
Флагманский проект повышения производительности труда в медицине – оптимизация деятельности операционного блока в Национальном медико-хирургическом центре имени Н. И. Пирогова. Проект был выбран как одно из приоритетных направлений для медицинских организаций, оказывающих помощь в условиях круглосуточного стационара, установленных Министерством здравоохранения РФ.
«Мы занимались повышением производительности и эффективности весь период нашей деятельности. Предыдущие наши проекты помогли организовать нам работу операционного блока семь дней в неделю. Но мы знали, что еще есть возможности для увеличения полезной загрузки операционных, сокращения длительности межоперационного цикла подготовки и увеличения точности подготовки операций», – рассказал на VII федеральном форуме «Производительность 360» Дмитрий Никитенко, первый заместитель генерального директора Национального медико-хирургическом центра имени Н. И. Пирогова.
Первым делом провели анкетирование пациентов и сотрудников (82 врача, 125 медицинских сестер операционного блока и 131 медсестра отделения хирургического профиля). По словам Никитенко, в среднем от каждого сотрудника поступило по два конкретных и конструктивных предложения по улучшению работы. Следующим этапом стал анализ текущего состояния процессов. Он выявил основные четыре проблемы: неполная плановая загрузка операционных; отмена плановых операций; длинный межоперационный цикл и несоответствие фактической длительности операции запланированному времени – и, как следствие, случаи неудовлетворенности пациентов и персонала.
Затем вместе со специалистами ФЦК были разработаны решения, которые при помощи инструментов бережливого производства, позволяют с этими проблемами справиться. В частности, разработан алгоритм оперативной замены пациента в случае отмены операции. Для автоматизации процессов создан сервис «Планирование операций» – единое информационное пространство, доступное как хирургам, так и анестезиологам и всем сотрудникам оперблока для подготовки к операции. А сервис «Контроль этапов операции» теперь позволяет визуализировать и контролировать ход операции, отслеживать контрольные точки и показатели.
«Мы еще находимся в середине пути, но в результате сформулируем коробочное решение, которое, как мы надеемся, сможет быть масштабировано и тиражировано на другие медицинские учреждения», – резюмировал Никитенко.
Ускорение заботы
В сфере социального обслуживания пилотным проектом, результат которого ляжет в основу коробочного решения, стала оптимизация процесса признания граждан нуждающимися в социальных услугах. Он был разработан и внедрен в 2025 г. в Тамбовском областном центре социального обслуживания «Забота» совместно со специалистами ФЦК. Изменения коснулись всех этапов: от оформления документации до заключения договора с поставщиком социальных услуг.
Чтобы координировать работу специалистов, на основе бесплатного онлайн-сервиса создали таблицу с общим доступом для всех сотрудников. Теперь все видят занятость друг друга и загруженность транспорта и, исходя из этого, могут эффективнее планировать время выезда к клиенту, не тратя времени на дополнительные согласования. А между двумя организациями – ТОГКУ «Центр координации и развития социальной защиты» и ТОГБУ СОН «Забота» – заключено соглашение о сотрудничестве для совместного использования имеющегося специализированного автотранспорта, сообщается на ИТ-платформе «Производительность.рф». «Таким образом, время согласования выезда к гражданину для признания его нуждающимся в социальном обслуживании уменьшилось на один рабочий день», – рассказала изданию «Ведомости. Промышленность» Марина Макова, министр социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Раньше представитель соцслужбы должен был заполнять бумажную анкету на восьми листах. Теперь каждый на выезд берет с собой планшет и сразу вносит данные в электронную систему: таким образом, был устранен лишний трудоемкий процесс переноса данных с бумаги в цифру. По словам Маковой, время на заполнение анкеты-опросника и внесение сведений в ГИС «ЕСРН Тамбовской области» сократилось вдвое: теперь на это уходит не более одного часа. Сократились и затраты на заправку картриджей для принтеров. «В 2025 г. будет составлено около 5000 анкет-опросников, следовательно, бумаги потребовалось бы 40 000 листов или 80 пачек», уточнила Макова.
Кроме того, были разработаны алгоритмы первичной телефонной беседы с заявителем, информационный буклет, устранены юридические разногласия в нормативном регулировании процесса оказания услуги. В итоге за счет внедрения бережливых технологий в центре сократили оформление услуги с 10 рабочих дней до шести. «Сотрудники позитивно оценили нововведения. Они признают, что благодаря таким преобразованиям труд стал организованнее, удобнее и интереснее, что создаёт предпосылки для долгосрочного устойчивого развития организации и повышения лояльности граждан», –добавила Макова.
«Производительность труда – это не просто технология, а культура. Наша задача – сделать так, чтобы эта культура стала частью нашей экономики», –подчеркнул Решетников, завершая свое выступление на VII федеральном форуме «Производительность 360».