Перспективы рынка российского консалтинга после ухода из России глобальных консалтинговых компаний обсудили на деловой дискуссии представители ведущих компаний отрасли: ФЦК, «Центра современных практик управления» (бывшего подразделения McKinsey & Company CIS), АксТим (бывшего подразделения Accenture в России), Schneider Group и «Деловые решения и технологии» (бывшего подразделения компании Deloitte в России). Конференция, организованная ИД «Коммерсант», прошла 23 июня 2022 года в Москве и транслировалась онлайн.
«Нам сегодня очень сильно не хватает таких вещей, как отраслевой бенчмарк, функциональный бенчмарк», – заявил генеральный директор ФЦК Николай Соломон, выступая на мероприятии. По его словам, консультанты должны общими усилиями создавать именно отечественные системы бенчмарка, поскольку в проектах, которые ведет ФЦК в российских компаниях, «вскрываются колоссальные резервы, независимо от того, что нам говорит на эту тему лучшая международная практика».
Николай Соломон также высказался за более тесное сотрудничество консультантов, которые должны дополнять компетенции друг друга, чтобы «эффективно помогать рынку, помогать экономике справиться со сложной текущей ситуацией». По его мнению, сейчас ко многим акционерам и руководителям предприятий, с которыми ФЦК успел поработать в рамках нацпроекта «Производительность труда», приходит осознание того, что консалтинг становится одним из действенных инструментов увеличения прибыли и других производственных показателей. «Большинство компаний (а это средние компании), с которыми мы работали, даже никогда не закладывали бюджеты на услуги консалтинга. При том, что окупаемость наших проектов составляет зачастую несколько десятков раз: ты вкладываешь в проект 5-10 млн рублей, а твоя операционная прибыль вырастает на 100-120 млн рублей», – привел пример глава ФЦК. По его словам, сейчас многие руководители и акционеры стали понимать, что расходы на консалтинг – это необходимость.
Николая Соломона поддержал Яков Сергиенко, управляющий партнер ООО «Центра современных практик управления». По его мнению, уровень взаимодействия российских консультантов «становится гораздо теснее». После ухода иностранных компаний, считает он, «мы получили больше свободы и возможность гибче взаимодействовать с клиентами». Он пришел к выводу, что консалтинг как отрасль «точно будет расти, у нас есть для этого все необходимые ингредиенты».
В схожей логике высказался и Вартан Диланян, генеральный директор АксТим. Он указал, что «у консалтинга, безусловно, есть роль в национальной повестке – мы продолжаем быть носителями накопленных компетенций». «Работы предстоит много, нужно смягчить тот удар, который наносится по российской экономике с целью лишить ее определенных компетенций и технологий», – подчеркнул Вартан Диланян. Он также поддержал и идею более тесного партнерства консалтинговых компаний друг с другом: «Мы готовы партнёриться на взаимовыгодной основе», – сказал он.
Президент Schneider Group Ульф Шнайдер тоже уверен, что сотрудничество, в том числе на международном уровне является важной частью работы в консалтинге. «Мы работаем примерно с 400 иностранных компаний и только треть из них приняла окончательное решение уйти из России», – сообщил он, уточнив, что, по его мнению, российским консультантам крайне важно по-прежнему поддерживать связь с западными компаниями.
Управляющий партнер «Деловые решения и технологии» Игорь Токарев рассказал, что воспринимает сложившуюся ситуацию как большой персональный вызов. «Этот вызов надо принять и попробовать свои предпринимательские способности в автономном плавании – самому, без прикрытия глобального бренда, доказать себе и своим клиентам, что ты продаешь не что-то чужое в красивой упаковке, а настоящий контент, который нужен людям», – высказал мнение спикер.
«Сейчас та самая ситуация, когда нам не надо искать ориентиры и делать вид, что мы не понимаем, к чему стремиться – сейчас надо брать «ноги в руки» и поднимать экономику заново. И сегодня есть все возможности для этого в нашей стране», – подвел итог дискуссии Николай Соломон. «Сейчас выиграет тот, кто проявит лидерство, поймет, что в данной ситуации нужно рынку», – заключил он.
Посмотреть полную запись обсуждения перспектив российского рынка консалтинга можно по ссылке.