Системное сообщение
Не азарт, а сверхзадача: почему тренеру бережливого производства нужна архицель
14 января 2026 15:00
/ Новости Проекта 43

Призер командного зачета 20-го Всероссийского конкурса «Тренерское мастерство», один из первых тренеров ФЦК Константин Зайков рассказал о нелинейном карьерном пути, как преодолевать сопротивление и почему тренеру крайне необходима обратная связь и адекватная критика.

Зайков Константин Николаевич_горизонт.jpg

До ФЦК 90% моей профессиональной деятельности было связано с Госкорпорацией «Росатом». Я прошел путь от рабочего до начальника отдела, и мой карьерный рост требовал постоянного обучения. Каждый раз, меняя или развивая направление, я получал новое высшее образование. Первое было из-за выбора жизненного пути, но очень скоро потребовалось дополнительно освоить научную организацию труда, затем — отраслевая экономика и управление. А когда уже в ФЦК профессионально занялся обучением, потребовалось педагогическое образование. Так у меня накопилось три высших образования. Все мои знания, компетенции, что по случаю или специально копились годами, в тренерстве неожиданно стали востребованы в очень концентрированном виде.

Главный инженер на моем прежнем месте работы сказал: «Три месяца держим вакансию. Если что, возвращайся». Вот я уже седьмой год как не вернулся.

В тренеры я не собирался. В начале 2010-х в «Росатоме» «строили» Корпоративную академию и готовили пул внутренних тренеров предприятий отрасли. Мне тогда было просто интересно посмотреть, приехать в Москву и познакомиться с неведомой мне сферой. А попал на весьма серьезные курсы подготовки. Работа с аудиторией, жестикуляция и другие тонкости обучения взрослых людей. Всестороннее погружение в новую профессию: работа на видеокамеру, умение «держать», когда включали твою видеозапись на целый зал и тебя при тебе обсуждали 50 коллег, незабываемые и неоднозначные ощущения, но ценный опыт. Тогда, вернувшись в родной город, я продолжил свою основную работу, а тренерство стало приятным, полезным и нечастым хобби.

Все изменил конкурс тренеров внутри «Росатома». Я прошел отборочные этапы и в финале занял третье место в отрасли. На церемонии награждения выступил Николай Соломон, на тот момент генеральный директор созданного Федерального центра компетенций. Он рассказывал о национальном проекте «Производительность труда» так, что было понятно — об этом напишут в учебниках по истории. Многие из участников и финалистов конкурса в тот же день отправили в ФЦК резюме, хотя большинство, и я в том числе, всерьез не думали менять свою жизнь и куда-то уезжать. Я занимался своей работой — сидел надежно начальником отдела на нужном месте, был востребован как руководитель и как специалист, положительно оценен руководством. На следующий день мне позвонил Алексей Курушин (сейчас заместитель генерального директора ФЦК по аналитике и методологии) и спросил, кем я хочу быть — руководителем проекта или тренером. Я ответил, что руководитель я уже, а тренером еще не был. С моей стороны это была авантюра, с ощущением не вполне реальности происходящего.

Для профессионального тренера обратная связь на внешних конкурсах, особенно критичная, но адекватная, — это спасательный круг.

Она исцеляет и бодрит, смывая наносное и не давая зачерстветь. Иногда она полезнее, чем десятки, если не сотни проведенных тренингов.

Когда тренер набирает «большой пробег» в профессии, у него неизбежно накапливаются слепые пятна. Вот для чего нужны конкурсы, особенно внешние, за пределами родного контура ФЦК. Ты выходишь на суд других тренерских школ, людей с неизвестным тебе бэкграундом. Ты для них — не человек с именем и репутацией, а просто конкурсант номер такой-то. И когда ты получаешь обратную связь на все твои выполненные задания: на письменные, на видео, — ты вынужден посмотреть на себя под другим углом. Идти же по пути «я сам лучше знаю как» для тренера — неизбежная профессиональная катастрофа.

За семь лет я объездил десятки городов — от Калининграда до Камчатки, от Харасавэя до Нальчика. Бывал в крупных мегаполисах и в маленьких городах, где один фонарь на весь центр населенного пункта освещает памятник Ленину. Эта работа превратила меня, домоседа из закрытого города, в «хронического» путешественника. Мне посчастливилось объехать практически всю нашу страну — страну, в которой никогда не заходит солнце.

Однажды нам предстояло провести фабрику офисных процессов на Сахалине. Мы прилетели, а все оснащение и документы, которые везли паромом, застряли на материке из-за штормов. Когда погода наладилась, транспортная компания... потеряла нашу посылку. А завтра уже нужно было вести обучение для местных органов исполнительной власти. Пришлось ночью печатать и готовить все заново, очень помогли сотрудники из регионального центра компетенций. Мы справились, но опыт показал, что в нашей работе всегда нужно быть готовым к любым неожиданностям.

Зайков Силуанов.jpg

Но самым волнительным событием стала презентация в 2019 году на форуме Be Productive в Сколково тренажера по быстрой переналадке (SMED) министру финансов Антону Силуанову. До него к нам приходили его подчиненные, знакомились с технологией SMED, обсуждали, спорили, практиковались с тренажером. А презентация для министра длилась не больше пяти минут. Груз ответственности был почти физически ощущаем — отвечаешь ведь сейчас не только за себя и инструмент, но и в каком-то смысле и за весь ФЦК, представляя руководителю такого уровня, что и как мы можем. Нужно было быть очень лаконичным, конкретным и не только держать на себе внимание министра и всех участников делегации, но и игнорировать видеокамеры и микрофоны с лейблами центральных телеканалов. Это был важный профессиональный этап, после которого уже почти ничего не страшно.

Самый сокрушительный лайфхак при работе с сопротивлением аудитории — просто не являться на драку.

Задача тренера в сфере бережливого производства — не только качественно научить технологии, но и заражать своей искренностью, верой в то, что ты рассказываешь. Люди это чувствуют, это их интригует. Мы все любим, когда с нами искренни. Что касается распространенных в среде тренеров опасений столкнуться со скепсисом аудитории, переходящим в сопротивление, то здесь самый эффективный метод — не доводить аудиторию до момента возникновения сопротивления, чтобы не бороться с ним потом, применяя богатый арсенал тренерских приемов.

Со временем мотивация в профессии неизбежно меняется. Долго двигаться только на азарте и интересе общения невозможно, должна быть сверхзадача, архицель. В нашем сегменте — бережливом производстве — она есть. Мы учим конкретным инструментам, которые значимо влияют на деятельность организаций. Ты делаешь что-то очень важное, большое, нерутинное, в масштабе страны, что окрыляет и вдохновляет. Когда я на базовом тренинге рассказываю о смысле федпроекта, я сам в очередной раз заново осознаю: однако, большим делом мы занимаемся.

Какие вызовы только не стояли перед тренером ФЦК: работа с аудиторией в 500 человек, привыкание к видеостудии, а в ковид — работа без аудитории, когда работаешь в пустоту глазка камеры ноутбука, зная, что тебя слушают десятки, а то и сотни неизвестных тебе людей. Ты не видишь лиц, не чувствуешь реакции. Такие задачи приходилось брать.

Нельзя рассказывать о стерильном бережливом производстве в надежде, что люди сами спроецируют его на свою деятельность и найдут применение инструментам.

Обучать бережливому производству нужно с позиции знания и понимания потребностей конкретной аудитории. Мы, как врачи, должны говорить с людьми об их «болезнях» — проблемах на рабочем месте, в деятельности организации в целом. Поэтому, готовясь к выезду, мы обязательно изучаем информацию о предприятии, стараемся узнать, чем живет персонал, вплоть до того, есть ли внутренние конфликты в коллективе. Собираем своего рода «эпикриз», чтобы говорить с людьми на их языке в их ситуации.

Зайков 2_копия.jpeg

Хотя тренер на тренинге работает соло и выглядит как самодостаточная «боевая единица», он в значительной степени транслятор результата большого труда целой команды специалистов. Ну а сами тренеры ФЦК все очень разные — по возрасту, характеру, жизненному опыту и прочему, — но со стороны выглядим как монолитная Dream Team. И мы стараемся ею быть.

Новичкам я бы дал два главных совета. Первый: чтобы работать тренером, должна быть архицель. Она может быть альтруистичной или меркантильной, но она должна быть намного больше и выше, чем смысл самого тренинга. Именно она даст силу, мотивацию к работе и интерес развиваться.

Второй: тренеру, стремящемуся расти профессионально, но не перегореть, опасно следовать тренду «выходить за границы комфорта». Комфорта нам и так хронически не хватает, лучше уж его поберечь. Границы важно осмысленно раздвигать, а не героически рушить. Это принципиальная разница, ее нужно осознавать. Расширение границ — это расширение зоны, в которой тебе комфортно. Эволюция, а не революция наше все.