Системное сообщение
Эксперты ФИЦТО представили системные подходы к повышению производительности труда в образовании
12 ноября 2025 17:00
/ Новости Проекта 27

Представители Федерального института цифровой трансформации в сфере образования приняли участие в организации и проведении отраслевой сессии «От уроков к практике: производительность в образовательных организациях». Об этом сообщила пресс-служба ФИЦТО. 

Мероприятие прошло 7 ноября на площадке ВДНХ в Москве в рамках VII Федерального форума «Производительность 360», посвященного реализации федерального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Модератором сессии выступил исполняющий обязанности директора ФГАНУ «ФИЦТО» Александр Молотков. 

В частности, он отметил, что задачами российской системы образования являются сохранение его качества, доступности, а также обеспечение безопасных и комфортных условий обучения. 

Директор действующего на базе ФИЦТО Отраслевого центра компетенций (ОЦК) Министерства просвещения РФ Алексей Комаров рассказал о наработках, а также планах в сфере повышения производительности труда в системе образования. Как отмечалось, бережливые технологии включают в себя создание крупных образовательных комплексов, стандартизацию штатных расписаний, централизацию или аутсорсинг вспомогательных процессов, реализацию образовательных программ в сетевой форме, оптимизацию внутреннего пространства, дебюрократизацию процессов.

Алексей Комаров рассказал, что в 2025 году сотрудники ОЦК заключили 25 соглашений с субъектами РФ о внедрении коробочных решений, разработанных Федеральным центром компетенций (ФЦК). В 12 образовательных организациях работа направлена на организацию массовых мероприятий, еще в 13 – на создание образовательных комплексов. Все коробочные решения будут внедрены к декабрю 2025 года. 

Кроме того, сформирован перечень из 1 631 образовательной организации с лучшими практиками внедрения бережливых технологий для последующего тиражирования.

Системная работа ОЦК Минпросвещения России спланирована до 2030 года. В течение 2026 года ожидается внедрение 100 коробочных решений по различным направлениям бережливых технологий.

Своим опытом поделились представители регионов и образовательных организаций. Так, министр образования и науки Республики Северная Осетия – Алания Элла Алибекова рассказала о практических аспектах внедрения бережливых технологий в систему образования и привела примеры того, как реализация коробочных решений позволяет снять непрофильные функции с образовательных учреждений и высвободить значительные средства на стимулирующие выплаты и оплату труда педагогов. Так, применение аутсорсинга в системе питания позволило сэкономить около 78 млн рублей.

Алексей Голубицкий (МБОУ СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково, Калининградская область) на реальных примерах показал, как оптимизация пространств – от столовой, библиотеки и учебных кабинетов до объектов на школьной территории – повышает не только производительность труда, но и обеспечивает безопасность и комфорт детей и их родителей. Ирина Курчаткина (ГБОУ Школа № 1474, Москва) поделилась опытом реализации комплексного проекта «Комфортная школа», реализуемого с 2018 года. Важным элементом плана стала работа фокус-групп с участием учеников, учителей и родителей. Его реализация помогла оптимизировать не только школьную инфраструктуру, но и все стороны школьной жизни, например за счет внедрения цифровых инструментов для записи школьников в кружки и секции. 

Председатель комитета по образованию Марьяновского муниципального района Омской области Ольга Ходюк рассказала, как сетевая форма реализации образовательных программ в сельских школах помогает оптимизировать расходы, снизить нагрузку на педагогов, одновременно обеспечивая качественный уровень образования.

«Производительность труда в системе образования – это не только про экономику, это про качество образования, про справедливость, про комфортные, безопасные условия и, пожалуй, про культуру – про культуру быть эффективными, а значит, полезными», – резюмировал Александр Молотков. 

Напомним, приказом Минпросвещения России ФГАНУ «ФИЦТО» определено организацией по исполнению функций отраслевого центра компетенций в сфере производительности труда для распространения бережливого производства в сфере образования. Данная работа осуществляется в рамках федерального проекта «Производительность труда» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». 

Источник: Федеральный портал «Российское образование»