Системное сообщение
Что общего у кораблей и "Спагетти": Путин дал старт строительству сразу шести судов
21 июля 2020 09:23
227 Будущее России Смотреть оригинал

Какое значение для верфей имеет нацпроект по производительности труда и что связывает новые корабли.

Сразу в трех морских столицах России - в Керчи, Санкт-Петербурге и Северодвинске сегодня дан старт строительству шести новых судов для военно-морского флота. В церемонии закладки двух новейших универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев на крымском судостроительном заводе "Залив" принял участие президент РФ Владимир Путин. Глава государства в режиме видеосвязи наблюдал за закладкой двух фрегатов на заводе "Северная верфь" в Петербурге и двух атомных подводных лодок в Северодвинске.

Что связывает шесть новых кораблей и какое значение для верфей имеет нацпроект по производительности труда разбирались корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты".

От чужого позора до собственной боевой славы

Закладка судна - первый этап его строительства, момент, когда завершены все основные конструкторские работы, подготовлены секции корабля и рабочие приступают к сборке судна. Для судостроителей это особенный, торжественный момент. В момент закладки в специальную нишу секции судна крепят закладную доску - металлическую табличку, на которой указана информация о строительстве, дате закладки, самом судне и о людях, причастных к строительству.

Закладную доску на один из универсальных десантных кораблей (УДК) в Керчи Путин прикрепил вместе с генеральным директором "Залива" Игорем Обрубовым. Заложенные в Крыму корабли получили имена военачальников времен Великой Отечественной войны - "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко". Генерал-полковник береговой службы Иван Рогов занимался вопросами боеспособности Советского флота перед решающими боями за Крым, а генерал-полковник Митрофан Москаленко разрабатывал план обеспечения продовольствием блокадного Лениниграда.

Что общего у корбалей и спагетти.jpg

Сергей Коньков/ТАСС

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, контракт на строительство двух УДК-вертолетоносцев оценивается примерно в 100 млрд рублей. Предполагается, что водоизмещение каждого составит 25 тыс. тонн, длина - около 220 м. Таким образом, наши собственные УДК будут как минимум крупнее "Мистралей", контракт на строительство которых за 1,2 млрд евро Франция разорвала в 2015 году - полное водоизмещение французского вертолетоносца составляет 21,3 тыс. тонн.

Напомним, что оба корабля - "Владивосток" и "Севастополь" - уже были построены французами и спущены на воду, первый из них вот-вот должны были передать России. Но занимавший тогда пост президента Франции Франсуа Олланд принял решение приостановить действие контракта, связав это с обострением событий на Украине. Взгляды на внешнюю политику стоили Парижу около 950 млн евро неустойки и позднее разрыв контракта в самой Франции некоторые называли "позором "Мистралей".

Любопытно, что один из еще двух кораблей, заложенных сегодня, но уже в Северодвинске, назвали так же, как "Мистраль" из несостоявшейся сделки - "Владивосток". Это одна из двух атомных подлодок. Однако, как и в случае со второй АПЛ - "Воронеж" - источником вдохновения, скорее, стоит считать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, которая отмечается в этом году: обе подлодки получили имена в честь городов воинской славы.

Что общего у корбалей и спагетти2.jpg

Генеральный директор ОАО "ПО "Севмаш" Михаил Будниченко
Пресс-служба "ПО "Севмаш"/ТАСС

"Сегодня мы закладываем корабли с гиперзвуковым оружием, за которыми будущее российского подводного флота", - доложил президенту по видеосвязи генеральный директор завода "Севмаш" Михаил Будниченко. Закладные доски закрепили на подводных лодках врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский и командующий Северным флотом вице - адмирал Александр Моисеев.

В Санкт-Петербурге оба фрегата получили имена адмиралов - "Адмирал Юмашев" и "Адмирал Спиридонов". Герой Советского Союза адмирал Иван Юмашев в годы Великой Отечественной войны командовал Тихоокеанским флотом и участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов, а адмирал Эмиль Спиридонов командовал Тихоокеанским флотом в 1979-1981 годах. В петербургской церемонии участвовало сразу четверо - министр промышленности и торговли Денис Мантуров, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, вице-адмирал Игорь Мухаметшин и врио главы завода "Северная верфь" Игорь Орлов. Каждому досталось по отвертке и возможности закрутить шурупчик в один из углов прямоугольной таблички. С нетривиальной задачей (табличка совсем небольшая сразу для четверых) участники справились креативно - просто подходили завинчивать углы парами.

"Отмечу, что за последние восемь лет в боевой состав флота вошли более 200 кораблей, катеров и судов различного класса. Нужно и дальше последовательно выполнять мероприятия госпрограммы вооружения, чтобы к 2027 году у нас доля современных кораблей в ВМФ превысила 70%", - отметил на церемонии президент. И напомнил, что перед кораблестроителями стоит сложная задача. "Уже сейчас предприятия отрасли загружены заказами на годы вперёд. И нужно по максимуму использовать ваш мощный научный, производственный, кадровый потенциал для создания новейших кораблей всех типов", - добавил он.

Но как оказалось, новейшим кораблям нужны и новые методы работы самих верфей. И эти методы уже внедрили на керченском предприятии в рамках нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости".

"Спагетти" в помощь кораблям

"Залив" работает с 1938 года, был разрушен в годы войны, потом восстанавливался и сейчас вновь стало градообразующим предприятием Керчи и крупнейшим промышленным предприятием Крыма.

На встрече с рабочими "Залива" Путин сообщил о решении российских властей расширить меры господдержки крымских верфей - компенсировать заказчикам, готовым строить суда в Крыму, до 30% их стоимости. А с июля 2019 года "Залив" вошел в список участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости". С помощью оператора нацпроекта, Федерального центра компетенций, на предприятии внедряются методики и инструменты бережливого производства, которые в дальнейшем дадут возможность снизить себестоимость производства и повысить эффективность работы сотрудников.

Что общего у корбалей и спагетти3.jpg

Кирилл Кухмарь/ТАСС

В качестве пилотного проекта на заводе был выбран поток изготовления стальных трубопроводов. Это производство особенно важно, поскольку включает в себя весь цикл изготовления и монтажа систем трубопроводов на корабле. Но из-за высокой текучки кадров, поломок и простоев оборудования цех не всегда справлялся с объемом производства, сказали порталу "Будущее России. Национальные проекты" в ФЦК.

В итоге эксперты, работавшие на "Заливе", нашли слабые места производства и предложили варианты решения проблем. Сотрудники ФЦК и рабочая группа предприятия зафиксировали передвижения сотрудников, продукта, транспорта, инструментов и сырья по цеху и выстроили данные на так называемой диаграмме "Спагетти", которая включает все вышеперечисленное. Оказалось, что большое количество сил и времени тратилось впустую. Чтобы упростить логистику, рабочие места и оборудование в цеху расположили по-другому. В итоге время на транспортировку оборудования уменьшилось на 84%, со 130 минут до 21, а расстояние перемещения изделий сократилось на 76% - с 969 до 230,4 метров.

В итоге инструменты бережливого производства позволили увеличить выработку на пилотном потоке на 37% на одного сотрудника, сократить уровень незавершенного производства и запасов в цехе на 70%. Участие в нацпроекте не заканчивается на пилотном потоке. Завод остается в нацпроекте и намерен в будущем повысить эффективность и производительность труда на 30% по отношению к 2019 году.

Как сообщили в ФЦК, другой участник сегодняшней церемонии - завод "Северная верфь" - также намерен войти в состав участников нацпроекта и уже подал соответствующую заявку.